Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей (более 70), каждая из которых выпускает продукцию определённого назначения. По роли и значению в хозяйстве все машиностроительные отрасли можно объединить в три взаимосвязанные группы:
1)
отрасли, обеспечивающие развитие НТР во всем хозяйстве (приборостроение, электротехническое, химическое, энергетическое машиностроение);
2)
отрасли, обеспечивающие развитие НТР в самом машиностроении (станкостроение и инструментальная промышленность);
3)
отрасли, обеспечивающие нужды отдельных отраслей хозяйства (сельскохозяйственное и тракторное машиностроение).
На географию машиностроения влияет большое число разнообразных факторов. Это объясняется сложным составом машиностроения и огромным разнообразием его продукции.
Современное машиностроение в своём развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроника и радиотехническая промышленность, авиакосмическая промышленность) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск). Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Военно-стратегический фактор также влияет на размещение машиностроения. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию. Такие предприятия, как правило, удалены от границ.
Производство машин требует больших затрат и высокой квалификации используемого труда. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Высокая трудоёмкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).
Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. Крупные заводы тяжёлого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Рис. 1. Факторы размещения предприятий машиностроения
В целом для машиностроения характерны специализация и кооперирование.
Специализация – производство на предприятиях какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, услуг.
Кооперирование – объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.
Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы – в Европейском Центре и Поволжье. В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).
Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны – на Европейском юге (Ростов-на-Дону). Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России.